Причин обострению несколько. Главным образом это недовольство отчислениями на пресловутые общедомовые нужды (ОДН); на капремонт; скрытое повышение тарифов на услуги ЖКХ; качество выполняемых работ и пр.
В основе претензий большинства недовольных лежит убеждение в том, что управляющие организации мало обращают внимания на нужды жителей, а только деньги собирают на свое содержание.
Но стоит только предложить заявителю инициировать замену формы управления, слышишь до боли знакомое: «А мне это надо?», «Пусть кто-нибудь другой организовывает», «Это ж надо ходить по квартирам, а я не могу», «Есть начальство, вот пусть оно и решает». В общем, как всегда: «Моя хата с краю». Чему же тогда удивляться?
Парадокс и новые опасения
Казалось бы, Жилищным кодексом предоставлены достаточно широкие права собственникам. Используя их грамотно, можно реально влиять на содержание своего дома (МКД). Однако этого не происходит. Куда проще написать очередную жалобу в ГЖИ, мэрию, прокуратуру… «Пусть они разбираются». Такой подход свойствен представителям старшего поколения. Что касается молодых, те и вовсе в большинстве своём стремятся не «заморачиваться» данной темой. Чаще всего от них услышишь: «Есть пенсионеры, им делать нечего, вот пусть и заседают», «Мне некогда этим заниматься». А то и вовсе до боли знакомое: «А мне до лампочки!».
Думается, при разработке и принятии Жилищного кодекса законодатели руководствовались зарубежным опытом, но не учли социальных особенностей сферы ЖКХ в нашей стране. Отсюда масса негатива. С участием заинтересованных чиновников наибольшая часть жилищного фонда, перейдя в руки аффилированных управляющий организаций (УО), стала доходным бизнесом, где главное — извлечение прибыли, а не решение социальных проблем граждан.
Согласно федеральному закону № 255-ФЗ от 21 июня 2014 года, все компании в РФ, управляющие многоквартирными домами, должны получить лицензию до 1 мая 2015 года. Закон о лицензировании деятельности по управлению МКД создает механизм жесткого государственного регулирования работы в этом секторе экономики. То есть государство возвращается в сферу ЖКХ.
Вот только не получится ли снова неразбериха в исполнении Закона, когда подзаконные акты напрямую будут противоречить первоисточнику. Почему есть такие опасения?
Во-первых, для всех УО требуется обязательный штат специалистов. Но не все специалисты (особенно в небольших УО, ТСЖ и ЖСК) требуются на полную занятость. И, если следовать требованиям закона, это повлечёт дополнительные расходы, которые лягут на плечи жителей. У нас и так уже квартплата несоразмерная с доходами простых людей и пенсионеров.
Во-вторых, как требовать от УО соответствующего материально-технического обеспечения, если пока нет никаких стандартов по этому поводу в законодательстве?
В-третьих, продолжившееся обострение во взаимоотношениях между УО (особенно крупными) и жителями приведёт к тому, что все затратные дома будут оставлены управляющими компаниями. Исполнение требований «Обязательного перечня работ по содержанию многоквартирного дома» в этих условиях становится невыполнимым.
В отличие от других отраслей ЖКХ имеет свои особенности. Это и вынужденное «перекрёстное» субсидирование домов ввиду их значительных различий технического состояния и износа; месторасположение обслуживаемых домов, а также объёмы обслуживания. И как следствие — затраты на содержание самой управляющей компании.
Это аксиома для ЖКХ — чем крупнее УК, тем выше непроизводительные расходы. Как следствие, это увеличение тарифов на обслуживание, всё усиливающаяся конфронтация между сторонами и увеличивающийся поток жалоб на некачественное обслуживание.
Позитивные ожидания
Несмотря на все недостатки нового закона, имеется хорошее. Ожидается, что механизм лицензирования позволит «вычистить» с рынка все недобросовестные УК. Повысит качество управления жилым фондом за счёт притока вновь образованных компаний, ставящих во главу угла простую, но забытую истину: «Нужно служить народу». Для существующих ныне на рынке ЖКХ управляющих организаций (за исключением нескольких ТСЖ и ЖСК) эта истина никак не вписывается в их деятельность.
Быстро изменить ситуацию в повышении качества управления жилым фондом можно за счёт притока в сферу ЖКХ абсолютно новых компаний, желающих не на словах, а на деле сменить приоритеты в пользу жителей.
Необходимо в договоре управления в основу заложить привлечение Советов домов к управлению и содержанию своих домов.
Краснообск: вчера, сегодня, завтра…
Сделаем небольшой экскурс в наше прошлое и настоящее.
До 2007 г. нашей «коммуналкой» (тогда ГУП ЖКХ СО РАСХН) заведовал г-н Н. Ремезов (специалист сельского хозяйства). «С легкой руки» этого деятеля предприятие обанкротили на 47 млн. руб., вследствие чего поселок лишился такого имущества, как банно-оздоровительный комплекс; часть помещений зд.№ 25 (по иронии судьбы, как раз тех самых помещений, которые всегда исторически занимает служба ЖКХ); инженерный комплекс; мастерские и др., а дома остались без ремонта. Подъезды жилых домов до 2010–2012 гг. напоминали вонючие общественные туалеты, иные не ремонтировались свыше 20 лет. Всё это при нашем молчаливом согласии.
С 2008 г. ГУП ЖКХ СО РАСХН было реорганизовано в МУП ЖКХ «Краснообск». На пост руководителя был утвержден С.Агафонов, до того момента не работавший в подобной сфере.
В том же 2008 г. был создан Объединенный Совет домовых комитетов (ОСДК) р.п. Краснообска как одна из комиссий Совета пенсионеров р.п. Краснообска. С 2009 г. те дома, которые входили в этот Совет, сумели договориться с Управляющей организацией на увеличение отчислений на текущий ремонт домов за счет уменьшения затрат на содержание жилья, без изменения и увеличения текущего тарифа.
В качестве примера можно привести 9-этажные 6-подъездные жилые дома. В 2009 г. предложенный старшими по домам новый тариф по текущему ремонту составил: 3,04 руб/кв.м, вариант МУП ЖКХ составлял:1,23 руб/кв.м. Таким образом, экономия для одного дома на 1 год составила 3,00–1,23 = 1,77 руб. х 12300 кв.м = 21278 руб/месяц; за год = 255458 руб., за 6 лет — 1532088 руб., или 1,5 млн руб., при тарифе за эти годы: 15,38–16,06 руб./кв.м.Это не экономия. Изменение тарифа на текущий ремонт (в сторону увеличения) позволяло за год накопить на ремонт общего имущества дома около 500 тыс. руб. вместо 181,5 тыс. руб.
За эти годы благодаря активистам в лице старших по домам были отремонтированы подъезды в этих домах и сделаны другие ремонты. О качестве ремонтов (или его отсутствии), а также о подрядчиках, которых приглашает УО или администрация поселка, поговорим позже. Если коротко: выживали как могли.
В 2013 г. администрацией поселка был уволен — по собственному желанию, без объяснения причин, но по понятным обстоятельствам — очередной директор МУП ЖКХ С.А.Агафонов.
Его место занял В.П.Тололо, который продержался на этом посту один год.
В конце января 2015 г. был уволен по собственному желанию директор УО МУП ЖКХ «Краснообск» В.П.Тололо.
Догадок по поводу увольнения не только руководящего, но и инженерного персонала ЖКХ много. Почему исполнительная власть и наши депутаты скрывают от нас и не желают обсуждать вопросы по выходу из того глубокого кризиса, в который попала наша служба ЖКХ? Понимают ли они глубину падения и сколько нам понадобится времени и затрат для восстановления наших домов, инженерных коммуникаций, дорог, объектов коммунального хозяйства? Складывается впечатление, что грамотных и ответственных специалистов в этих органах просто нет.
Интересно, на каких принципах и из каких соображений руководители муниципалитета назначают людей на такие ответственные посты в системе ЖКХ, которая с 1990 г. планомерно стагнирует и умирает? Маловероятно, что людей отбирают по наличию опыта и профессионализма.
Конечно, хочется надеяться, что с жителями поселка (например, через их представителей в Советах домов и других организациях) власти обсудят проблемы ЖКХ более подробно, с детальным анализом состояния нашего ЖКХ. Ведь это не только привлечет людей к активным действиям в общеполезной деятельности, но также может помочь сделать правильные выводы и поставить внятные цели.
Живи, как хочешь!
Так остроумно в наши дни нередко трактуют аббревиатуру ЖКХ. Подразумевается в этой горькой формуле незавидное положение населения, брошенного «под управление» новых жилищно-коммунальных служб. А что если вложить в это выражение вместо негатива позитивный смысл? Действительно, хватит жить по навязанным правилам. Нужно избавиться от тех, кто пришёл к нам в дом без нашего приглашения и присвоил себе безраздельное право диктовать нам свои права. Настала пора задуматься всем собственникам жилья и не стоять в стороне. Пригласить тех, кто способен защищать наши интересы и кто действительно способен служить народу, а не возвышаться над ним. Благо, что у нас такие люди есть. Надо только их найти. Как говорится: «Ищите и обрящете. Стучите, и вам отворят».
Мальцева О.Д., д. 11; Зезюлина С.В., д. 2; Горлатых Ю.В., д. 45; Ламшакова О.П., д. 4; Басевич В.А., д. 7; Шкилёва Н.В., д. 1; Черновская Р.Ф., д. 18; Юсупова Н.В., д. 50; Мархиева Э.Н., д. 20; Тищенко Е.А., д. 8
Продолжение следует