«Жизнь может стать дешевле и качественней! »

Путь к этой заманчивой цели предприниматель из Краснообска Дмитрий Говор видит в хозяйственной и социальной самоорганизации жителей поселка.

— Дмитрий Сергеевич, слова о самоорганизации те самые простые граждане могут и не воспринять. Можно это назвать одним понятным словом?

Дмитрий Говор, Краснообск

Дмитрий Говор

— Кооперация. То самое новое, которое оказывается хорошо забытым старым. Между прочим, кооперации на наших российских просторах, более того — и сибирских широтах тоже — более 180 лет.

— Так много? И при чём тут Сибирь?

— Многие знают про декабристов, верно? Тех, что были сосланы в Сибирь. В советское время считалось, что все они гремели кандалами на каторге, позже выяснилось (или вспомнилось), что иные вполне себе блистали на провинциальных балах, пользовались гостеприимством губернаторов и были вхожи в местный свет. Но всё-таки многие из сосланных попали в весьма суровые условия. Надо было выживать и обеспечивать себя своими руками. И несколько декабристов создали артель, которая по уставубыла очень похожа на нынешние кооперативы. На 4 года раньше английских рабочих — можно сказать, что кооперативное движение родилось в Сибири. Так и выжили. И тот же рецепт — выходит, проверенный временем — может помочь и нам.

Старшее поколение помнит ещё кооперативные квартиры советского времени, а люди среднего возраста — кооперативы 90-х…
Тех, кто делал в 90-е поддельные «вареные» джинсы, а потом торговал всем — от сникерсов до компьютеров — конечно, к кооперации отнести нельзя. Просто ещё при Горбачеве была придумана форма (и использовано старое название) для субъектов производства и торговли, отличающихся от привычных советских фабрик и заводов. А вот насчёт кооперативных квартир — тут Вы правы, это ближе к сути кооперации. Жилищный вопрос в большинстве советских городов стоял крайне остро, и потому вступить в кооператив и через некоторое время получить построенную квартиру, не стоя десяток лет в очереди на нее, было вполне хорошим решением. А потом эту инициативу подхватили МЖК, во многих городах строившие жилье членам своих кооперативов целыми кварталами.
Это пример того, как люди объединялись — причем, не только деньгами, но и своими усилиями и профессиональными навыками — и совместно решали свои проблемы. А в этом — суть кооперации.

— А что происходит с кооперацией сегодня?

— Я бы переформулировал этот вопрос шире — что происходит с экономической самоорганизацией граждан сегодня? В жилищной сфере, например, кроме покупки жилья по «долевке» или через ипотеку остался и вариант кооперативного строительства, но не очень широко распространенный (все-таки сегодня стройка более сложный организм, чем раньше). А вот в управлении жильем появились очень интересные формы — например, ТСЖ, товарищество собственников жилья (сейчас уже ТСН — товарищество собственников недвижимости). Тот самый пример, когда жители многоквартирного дома или нескольких домов могут объединиться и, минуя всяких посредников, самостоятельно решать вопросы содержания и ремонта дома, благоустройства дворов и подъездов с поставщиками услуг и исполнителями работ. Практика показывает, что платить за квартиру такие жильцы начинают существенно меньше. Известно, что и в Краснообске есть успешные примеры такой формы самоорганизации.
Но немногие знают, что с помощью кооперации можно… и питаться гораздо дешевле и качественнее. В этой сфере работают потребительские кооперативы и общества. Эта сфера вполне отлажена юридически — есть соответствующие федеральные и региональные законы, но вот на уровне местной власти (которая тоже должна всемерно содействовать развитию кооперации) о ней знают пока, к сожалению, мало.

— А в чём тут выгода кооперативов?

— Выгода не у кооперативов, а у пайщиков, объединяющихся в кооперативы. Например, сколько стоит картошка? Может и 30, и 50, и 70 рублей стоить. И какая? Египетская или китайская или еще какая-то привозная, с неизвестной химией. И огурцы, и помидоры, и мясо везут из-за границы. Рост цен почти в полтора-два раза в прошлом году показал нам, как много импортных продуктов, зависящих от курса валют, у нас на прилавках. Но крупным сетям выгодно торговать именно такимитоварами. В то же время сельский частник, готовый продавать свою сельхозпродукцию в разы дешевле, в сетевые магазины попасть не может.

— А кооперативная картошка?

— В 2014 году союз потребительских обществ «Русь», заключивший договор с ассоциацией «Ленплодовощ», продавал своим пайщикам картофель прекрасного качества по цене 5 руб. 60 коп.за килограмм. И это в Петербурге. Вас впечатлила цена? Вот что бывает, когда из цепочки исключаются все лишние посредники и нахлебники.

— То есть, кооперативы выгодны, например, бедным старикам?

— Не только. Пенсионерам, конечно, важно, что продукты могут стать существенно — в разы! — дешевле. Но ведь у нас в Краснообске много молодых семей, а мамам, уверен, очень важно, чтобы их дети могли питаться здоровой и качественной едой без всякой химии. И не переплачивать.
Кооперативы заключают прямые договора с фермерами-производителями картофеля, яблок, моркови, других овощей и фруктов, меда, орехов — ассортимент определяется, исходя из пожеланий участников-пайщиков. И заметьте, это сразу дает толчок развитию сельского хозяйства в прилегающих районах. Появляется гарантированный спрос и сбыт и для частников-огородников, и для проектов покрупнее, будь то мясомолочное хозяйство, перепелиная или кроличья ферма, пасеки или плодовые сады.

— Так что же такое потребительский кооператив?

— По закону это некоммерческая организация. Главная цель у любого кооператива одна — это помощь его участникам (пайщикам), а совсем не «добыча» денег или обогащение «управляющей верхушки». Если же говорить проще, то потребкооперация — это люди, объединяющие свои усилия, чтобы делать важные и полезные для всех дела, решать общие проблемы.
С помощью объединения усилий, знаний, энергии и возможностей участников можно и дороги проложить, и лучшие продукты по копеечным ценам покупать, и даже отдыхать ездить. Возможности потребкооперации — почти неисчерпаемы. И участникам не надо бояться, что про их проблемы забудут, или что сделают кое-как. Кооператив — как сплоченная и дружная семья, где обижать, бросать в беде друг друга просто в голову никому не пойдет.
Кроме того, у потребкооперации есть много совершенно законных возможностей помогать участникам не только сообща, но и адресно: вплоть до выдачи беспроцентных займов.
Очень важно, что финансово участники ничего не теряют, а только приобретают. Так, паевой взнос участника является возвратным. То есть пайщик может по своему желанию в любой момент выйти из потребительского общества, и ему полностью будет возвращена сумма его вклада.
Согласитесь, очень достойный и абсолютно прозрачный принцип работы обществ: «Помогать в радость, ничего не требуя взамен».
И в кооперативном движении важна социальная составляющая: ведь самоогранизация граждан это и рост самосознания людей, развитие гражданского общества. Потребительский кооператив — способ организации не с административным управлением, а построенный на истинных началах демократии и социальной ориентированности. Ведь цель здесь не выгода, а сам человек, забота о его проблемах. Даже 20 лет «жесткого капитализма» в стране не искоренило того, что Россия — исконно общинная страна. У нас уникальный народ, мы всегда, независимо от национальности или вероисповедания, готовы подставить друг другу плечо, прийти на помощь нуждающимся.

— А как такой кооператив создать или вступить в него? И что они могут делать для нашего поселка?

— Я надеюсь, что при поддержке газеты «Краснообск» у нас получится целая серия публикаций о кооперативном движении, так что расскажем об этом в следующий раз.

— Ну что ж, удачи вам и спасибо за интервью!

Беседовала Екатерина Доброва

Запись опубликована в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *