Планирование отдыха и хобби детей с учетом их полоролевых различий

В статье об отдельном гендерном обучении («Краснообск» № 49 (609) от 19 декабря 2015 г.) обсуждался вопрос воспитания девочек и о том, какие качества необходимо у них воспитывать.
01

Сегодня речь пойдет об опыте проведения раздельных лагерей для мальчиков и девочек.
Регулярно дважды в год на зимние и летние каникулы на территории Челябинской школы «Я ЛЕДИ» проходят детские лагеря. Уже более 5-ти лет школа принимала на своей территории только девочек и занималась их развитием. В 2016 г. она открыла свои двери и для мальчиков!
Какие-то мероприятия проводились совместно, где участвовали и девочки и мальчики, какие-то раздельно.
Конечно, программа для них была разная. Для мальчиков она была спланирована с учетом их непоседливости, тяги к физическим нагрузкам, развитию силы духа. Программа для девочек же содержала множество творческих мастер-классов и видов деятельности, способствующих развитию девичьих качеств: умение доверять и «открывать свое сердце», взаимодействовать друг с другом, милосердие, способность и желание проявлять свою таланты, воображение.
02
Утро мальчиков начиналось с 6:00. Подъем, омовения, пробежка на улице, тренировка с элементами йоги и борьбы. Девочки же поднимались в 7:00, наводили красоту, заплетали косы и не спеша шли на утреннюю программу. В качестве физической нагрузки у девочек проводились дыхательные практики и упражнения из йоги и старославянских практик.
Мальчишки за время пребывания в лагере несколько раз делали марш-бросок на дальние расстояния. И этим мероприятиям не помешали даже январские морозы! Когда были сильные морозы, они ограничивались недалеким походом на территории самого лагеря. Благо местоположение располагает к такого рода мероприятиям — большой сосновый бор за городом с множеством исхоженных троп. Мальчики учились разжигать костер и выживать в экстремальных условиях. Жарили картошку на костре и пили горячий чай. Также на территории лагеря наставники организовывали «мини-Зарницы» и поиск клада — мальчишкам приходилось проявить и ловкость, и смекалку. Еще у парней было множество настольных игр на стратегию и тактику, в которые они каждый день увлеченно играли, пытаясь выиграть турнир на самого лучшего игрока. В один из менее морозных дней они совершили дальнее путешествие, лазили по горам и спускались в глубокие пещеры. Конечно, это мероприятие вызвало бурю позитивных эмоций у мальчишек, ведь они готовились к этому дню еще дома: покупали специальное снаряжение, фонари на голову, как у настоящих шахтеров.
03
Девочки же занимались танцами и успели подготовить несколько великолепных номеров. Плели обворожительные мандалы, в которых один цвет плавно переходит в другой, от этих изделий просто глаз не оторвать. Сами создавали духи на основе эфирных масел и композиции для укрепления волос, снятия усталости, умственного переутомления и др. Ставили кукольные спектакли, вязали и много рисовали. На улице старшие девчонки прогуливались по бору, обсуждая сокровенное, а маленькие в это время весело катались с горок. Пока парни на весь день уезжали в свой поход, девочки в это время ходили в гости в местный дом престарелых, который находится в этом же бору. Там наставницы совместно с девочками организовали великолепный благотворительный концерт, где каждая смогла проявить свои способности. Были и танцы, и песни, и стихотворения, и поздравления с новым годом, и сладости, сделанные своими руками. В ответ девочки получили множество благодарных улыбок и отзывов!
Наставницы со своими воспитанницами проводили девичьи посиделки, говорили о том, как открывать сердце родителям, обсуждали мечты и желания, способности и таланты. Наставники парней вели с ними мужской разговор о дружбе и чести, о мужском достоинстве, о целях в жизни.

Гендерное обучение Краснообск
Жили мальчики и девочки в одном здании, но на разных территориях: девочки в левом крыле здания, мальчики — в правом. И обеденные зоны были у каждого на своей территории. Обед они готовили по очереди на весь лагерь. Когда на дежурство по кухне заступала команда мальчиков, процесс приготовления пищи курировала главный повар школы. И еда, которую готовили мальчишки, была удивительно вкусной, дети только и успевали подходить за добавкой. Вообще дети полностью обслуживали себя сами: уборка комнат и всего здания, приготовление пищи — все это они делали самостоятельно, в чем есть неоспоримый плюс для организаторов, и для детей — это развивает чувство ответственности и трудолюбие.
Раздельно проходил вечерний круг по семьям. В лагере нет вожатых (от слова вождь), а есть педагоги-наставницы и педагоги-наставники. У каждого педагога своя «семья» его пола: у наставниц — девочки от 7 до 15 лет, у наставников — мальчики того же возраста. В каждой семье по 7–8 детей. Это дает возможность педагогу с каждым ребенком наладить контакт, заглянуть в его внутренний мир. На круге в своей семье ребята и девчата делились своими радостями за день или негативными эмоциями, учились «открывать сердце» друг другу, говорить прямо о своих чувствах.
Также одним из важных занятий, так полюбившихся детям, был просмотр фильмов. Важное оно потому, что в процессе обсуждения фильма с педагогом ребята учатся видеть и понимать суть происходящего, делать выводы, извлекать уроки, выявлять принципы и правила счастливой жизни, акцентировать внимание на правильных вещах и понимать, к чему приводит нарушение законов жизни. И, естественно, фильмы они смотрели разные: мальчики — те картины, в которых образ главного героя олицетворяет сильные мужские качества: «Мирный воин», «Военный ныряльщик», «5 секретов настоящего мужчины». Девочки смотрели картины, в которых показывается образ девочки/ женщины с яркими благочестивыми качествами. Старшие девочки смотрели фильмы: Кристи «Выбор сердца», «День благодарения», «Прощение Амишей». Младшие девочки смотрели: «Рождественский Ангел» («Ангел по соседству»), «История Мари и трёх щенков», «Саманта. Каникулы американской девочки», «Ты не сирота».

Были в лагере и мероприятия, в которых мальчики и девочки участвовали вместе. Совместными усилиями женская и мужская часть сделали великолепный рождественский концерт, отчетный концерт в конце лагерного сезона. Также вместе у них проходила часть утренней программы, где девчата и ребята слушали описание жизни святых людей, обсуждали их качества и деяния. Для подростков были проведены дебаты, где обсуждались вопросы правильных отношений между парнем и девушкой в разных возрастах; что привлекает и отталкивает в современных девушках/парнях, на что нужно обращать внимание при выборе партнера, как понять, что нравитесь противоположному полу и др.
В итоге дети не хотели разъезжаться по домам. И теперь с нетерпением ждут летних встреч.
Опыт проведения таких лагерей, учитывающих полоролевую специфику показал, что дети получают позитивный опыт общения и, самое главное, и вкус к развитию мужских/женских качеств.
Нам остается надеяться и верить, что таких школ и мероприятий будет все больше и стараться поддерживать развитие подобных проектов и у нас в Краснообске.
На данный момент у нас открылся филиал школы нравственно-эстетического развития девочек «Я ЛЕДИ». Но было бы замечательно открыть такое же направление и для мальчиков! К сожалению, у нас не хватает мужчин, готовых взяться за это непростое дело. Если эта идея вам близка и понятна, вы бы хотели посвятить этому свои ресурсы (время, деньги, связи, знакомства…), просьба ко всем заинтересованным лицам: спонсорам, педагогам, психологам и просто сильным мужчинам, — звоните по телефонам, указанным ниже. Пусть и в нашем поселке из маленьких неусидчивых и шкодливых мальчишек вырастут сильные духом и ответственные мужчины.
Также мы обращаемся с просьбой к уважаемым пенсионерам нашего поселка. Кто хотел бы получать какую-то помощь и поддержку: сходить в магазин, получить от нас угощения (горячее блюдо, салат и сладости, которые девочки готовят сами) или, может быть, вам нужно сделать уборку дома — пожалуйста, позвоните по телефону и оставьте свои контакты. Наши воспитанницы будут приносить вам свои угощения каждое воскресенье примерно в 16:00–16:30.
Или, возможно, у вас есть желание чему-то научить девочек: вышивать, вязать, стряпать, петь и т.д. Они с удовольствием у вас этому поучатся.
Оставить свои контакты можно по тел. 8-983-510-6732, 310-67-32

Павлова Алена Владимировна,
педагог-психолог

Запись опубликована в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *