Миссия выполнима

Дмитрий Говор, Краснообск

Дмитрий Говор

Дмитрий Сергеевич, рассказ о потребительских кооперативах, опубликованный в газете «Краснообск» две недели назад, привлек многих читателей. Например, пенсионеры уже интересуются, когда можно будет покупать картошку по 5,60 руб. за кг?

Упомянутая цена — пример, впрочем, совершенно реальный, это в Петербурге в прошлом году. Что касается Краснообска, сейчас нельзя сказать, сколько может стоить картофель (а также другие овощи, плоды, ягоды и прочие продукты) в подобном кооперативе, если такой появится в нашем поселке, пока не проведены переговоры с возможными сельскими поставщиками. Надо считать. Но понятно, что это будет существенно дешевле магазинной цены. Везде, где запускались подобные проекты, было именно так. Механизм ценообразования в потребительских кооперативах совершенно прозрачный.

Так вы, признайтесь прямо, хотите открыть в Краснообске кооператив?

Не вполне так. Я свою миссию вижу гораздо шире — запустить в родном поселке кооперативное движение. Возможно, поначалу действительно в форме кооператива, который станет пилотным проектом, на чьем опыте мы отладим работу. Но моя цель — не запуск ещё одного субъекта рынка, а обучение людей экономической и социальной самоорганизации, передача и распространение технологий кооперации. Согласитесь, это и сложнее, и интереснее. Так что пусть таких кооперативов в поселке будет много — столько, сколько потребует жизнь. Жители Краснообска увидят выгоду такого способа хозяйствования, будут учиться, нарабатывать опыт и передавать его другим. Я уже упоминал, что с помощью потребительской кооперации можно решать множество проблем в самых разных сферах жизни — качественно, недорого и, главное, сообща. Для этого необязательно замыкаться в рамках одного кооператива.
Именно с такой целью я получил специальное профильное образование по кооперации в Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова весной этого года.

И как же создать кооператив?

Подробнее я буду рассказывать об этом на встречах с жителями Краснообска во второй половине лета. Информации много, и, увы, газетной площади на это не хватит (улыбается).
А если коротко: процесс похож на регистрацию обычной фирмы. Нужно подготовить соответствующий закону устав, зарегистрировать его и другие учредительные документы в налоговой. Учредителями кооператива могут быть граждане старше 16 лет, числом не менее пятерых. Высшим органом управления кооператива является Общее собрание его членов. Общее собрание избирает из своих членов Совет и председателя Совета. Совет осуществляет управление кооперативом между Общими собраниями пайщиков. Совет в свою очередь назначает Правление и председателя Правления, которые непосредственно организуют работу и несут за нее ответственность перед пайщиками. Общим собранием избирается Ревизионная комиссия или ревизор, контролирующие соблюдение Устава и деятельность кооператива, работу его Совета и Правления. Как видите, всё довольно просто.

Вы упоминали про вступительный взнос или пай. Люди опасаются, не есть ли это способ заработка для руководства кооператива?

Как я уже говорил, потребительский кооператив — это некоммерческая организация, там по закону нет и не может возникать прибыли. Есть только покрытие расходов, и его механизм тоже совершенно прозрачен. Обязательный вступительный взнос обычно делается всего 50–100 рублей, которые идут на изготовление членской книжки или пластиковой карты пайщика. Членские взносы, идущие на покрытие расходов по доставке, хранению, выдаче товаров или продуктов, уплачиваются только при приобретении кого-либо товара.
К примеру, кооператив заключил напрямую договор с сельхозпроизводителем на поставку картофеля по цене 9 руб. за кг. Правление кооператива при контроле ревизора рассчитывает расходы по доставке и реализации, обычно это около 10%, то есть в данном случае 90 коп. за кг. При выдаче картофеля пайщик вносит паевой взнос 9 руб. за кг, который идет в уплату поставщику, и дополнительно в качестве членских взносов вносит 90 коп. за кг на покрытие расходов кооператива по доставке и хранению. Таким образом, пайщику в этом примере картошка обходится по 9, 90 руб. за кг. Если ничего не покупаешь у кооператива, то никаких членских и паевых взносов не платишь.
Поэтому никого обмануть и на ком-то нажиться не получится. Это противоречит и экономической схеме, а самое главное — и социальной сути кооператива, которая заключается в том, что люди объединяются своими силами, средствами и ресурсами, чтобы сообща решать свои проблемы, а не зарабатывать друг на друге.

И всё-таки почему в Краснообске?

По двум причинам. Одна причина — объективная. Наш поселок во многом уникален. Это пригород полуторамиллионного города. Здесь городской образ жизни; среди жителей немало активных и инициативных людей, многие из которых ранее работали в сельскохозяйственной науке; высок интеллектуальный потенциал и уровень экономической грамотности. А с другой стороны — мы всё-таки живём за городом, ближе к сельским территориям, сельскохозяйственную продукцию нам искать проще, есть связи, выбор. Всё это создает благоприятные условия для запуска потребительской кооперации. А она, в свою очередь, будет стимулировать развитие близлежащих сельских территорий.
А другая причина — личная. Это мой родной поселок. Я тут провел свое детство, учился в 1-й школе, я люблю Краснообск и считаю, что могу помочь землякам обустроить жизнь лучше и сделать ее здоровее.

Это такая форма альтруизма?

Нет, это осознанная позиция. Здесь, уж простите, придется сказать о базовых жизненных ценностях. Задумывались ли вы о том, в чем беда современного капитализма — при всех его благах, таких как обилие разнообразных товаров? Все эти товары надо продать. Регулярные кризисы требуют от производителей и продавцов снижать издержки, а продавать больше и больше: в результате рынки монополизируются и все больше подминаются крупными корпорациями, особенно международными (приглядитесь, как много на полках их товаров — марки разные, а производитель один). А товары эти, в свою очередь, всё дешевле в производстве и всё хуже качеством.
Если говорить о продуктах питания, то это генно-модифицированные овощи и фрукты, напичканные химией, гормонами роста, долго не портящиеся и потому, увы… совершенно не живые. Мы едим то, что выглядит, как хлеб, колбаса, помидоры, перец, но ими по сути уже не является.
Кто согласится такое покупать? Думающий человек — вряд ли. И потому корпорациям нужно воспитать соответствующий тип потребителя — бездумный, подверженный влиянию рекламы, жадный, манипулируемый и готовый потреблять то, на что ему укажут. Извините за жесткие оценки, но они честные. Вот что происходит с нами. Ты не думаешь о том, что покупаешь и что ешь, а просто в вечной ежедневной гонке после работы проносишься по крупному сетевому магазину и загружаешь тележку яркими манящими упаковками, услужливо-продуманно подсунутыми под твой взгляд…
Согласитесь, потребительская кооперация — совсем другая модель покупательского поведения, более осознанная. И более здоровая, конечно.
И какие сроки вы себе ставите?
В течение оставшегося лета буду встречаться и общаться с людьми, искать единомышленников, хочу понять уровень поддержки этого проекта. Затем посмотрим, как пройдут местные выборы в поселковый совет депутатов.

При чем тут выборы?

От муниципальной власти, согласно федеральному закону, очень многое зависит в поддержке кооперации. И если среди депутатов будут люди, которые понимают эту проблему и готовы помогать в ее решении, всё получится быстрее и эффективнее.
Так вот, посмотрим, как будет поддерживать кооперацию свежеизбранный поселковый совет депутатов, а также избранный ими глава администрации, и осенью начнем запускать пилотный проект. Но, повторюсь, моя цель запустить не отдельный кооператив, а целое движение, которое способно ощутимо изменить жизнь Краснообска. И конечно, по возможности, буду стараться держать в курсе происходящего и читателей вашей газеты.
Спасибо за беседу!

Беседовала Екатерина Доброва

Запись опубликована в рубрике Общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *