Ред.: Людмила Павловна, давайте поговорим о современном образовании — в системе происходит сегодня столько перемен, что общество едва успевает их переваривать. Как вы к ним относитесь? На пользу ли это всё? Некоторые, устав, призывают вернуться к «классике».
Л.М.: Общеизвестно, что в классической системе школьного образования всегда наблюдалась некая жесткость и в связи с этим закрытость, зашоренность. Наша гимназия, кстати, потому и «рванула» в свое время, что мы были открыты ко всему. И наша система управления была довольно демократичной. К нам приезжали из Москвы, Питера, мы проводили семинары для города, области, сами ездили на стажировки. Учителя никогда не отказывались проводить открытые уроки.
Ред.: Наверное, и время было другое? Лучше или хуже сегодняшнего? Когда было сложнее руководителю в школе — в 90-е или сейчас, в наши дни, когда идет реформирование полным ходом?
Л.М.: Здесь трудно давать оценку. Могу только сказать, что уникальность того времени заключалась в том, что не было «прокрустова ложа» стандартов и учитель был свободен выбирать учебные пособия, программу и т.д. — был, по большому счету, свободен в своем творчестве. Это было хорошее время, которое давало широчайшие возможности, когда образование стало очень мощно развиваться, давалось много дополнительного материала. Сейчас время другое. Мы подошли к стандартам. Нам нужно доказать свою состоятельность в мировом педагогическом пространстве. В 2003 г. Россия вошла в «Болонский процесс», нам нужно к высшей школе подготовить детей так, чтобы их базовые знания удовлетворяли запросы вузов. Поэтому появились и ЕГЭ, и тестовая система проверки знаний и т.д. И мы сейчас должны сказать спасибо новому времени. Оно пытается стандартизировать наши знания. Нынешнее время — другое.
Ред.: Оно дает меньше простора для творчества?
Л.М.: Пожалуй, нет, оно дает немалый простор, но — другого плана. Изменилось время, изменилась парадигма. Ты можешь проявлять свое творчество, но оно диктуется современными требованиями, так что реализуемо в рамках «осознанной необходимости», социального запроса, если хотите.
Ред.: Вы сейчас работаете в Аэрокосмическом лицее. Насколько эти тенденции нового времени коснулись вашего учебного заведения?
Л.М.: Мы на месте не стоим. Несколько лет назад мы сертифицировали систему менеджмента качества, и она соответствует международным стандартам. Сегодня мы управляем своим образовательным учреждением, как промышленным предприятием, это подтверждено и зарубежными экспертами в том числе.
Ред.: Как вы считаете, личность директора отражается на учебном заведении, довольно стандартизированном в сегодняшнем времени?
Л.М.: Конечно, личность руководителя всегда влияет. Каждый лидер по-своему организует процесс, сплачивает людей вокруг себя, выстраивает взаимоотношения в коллективе. И это не хорошо, не плохо, а просто — по-разному.
Ред.: Вы участвуете во многих инновационных проектах. Чем вы занимаетесь в их рамках?
Л.М.: Меня всегда больше интересовало творчество, наука. Быть просто хозяйственником — не по мне. Я действительно принимаю участие в ряде проектов. И, не скрою, пользуюсь авторитетом в сообществе. Один из приоритетов — региональный проект по системе управления качеством — на сегодня уже есть 5 очень мощных площадок, включая наш лицей. Все эти заведения открыты для инноваций. Мы сформировали свое профессиональное сообщество, члены которого помогают друг другу в работе; и очень сплотились на этом поприще. «Диоген» — центр по работе с одаренными детьми. Это проект по работе со специализированными классами. В 13-м лицее тоже есть несколько губернаторских классов по физике, и мы с ними плотно сотрудничаем.
Ред.: Всё это наверняка интересно.
Л.М.: Да, очень! Мы изучали опыт в Москве, в Школе управления. Это организация, где обучают, как выстроить в своем образовательном учреждении систему менеджмента качества. Вначале мы слегка робели, но скоро оказалось, что во многих отношениях мы продвинутее московских специалистов — всё-таки у нас в Лицее к тому моменту был выстроенный проект, в котором мы три года проработали под руководством зарубежных экспертов и уже немалого достигли. Делаем очень важные вещи, которых в Москве и сейчас еще — лишь единичные случаи. А у нас уже 50 образовательных учреждений работает в данном проекте. И все тянутся за лидерами.
Ред.: Какого вы мнения о сегодняшнем уровне школьного образования у нас? Среди сельских школ лидеры есть?
Л.М.: Представьте себе, есть. Немного пока, но есть. Так, например, международную сертификацию прошла маленькая школа из Татарского района, есть и другие примеры.
К сожалению, наблюдаются тревожные признаки того, что среднее образование в нашем Новосибирском районе находится «под плинтусом», нет развития. Ни одна из школ района не принимает открыто вызовы сегодняшнего времени, и это жаль.
Ред.: В чем вы видите важность подобных проектов?
Л.М.: Важны не сами проекты, важно создание точек роста. Будучи в Москве, я поняла, насколько Новосибирск в этом отношении продвинут — в нашем городе они есть. Чего нельзя сказать о Новосибирском районе.
Беседовала Ольга Морозова