Академик Николай Кашеваров: Мне везло с учителями и коллегами

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН Николай Иванович Кашеваров рассказывает о своем жизненном пути.

Родился я в обычной крестьянской семье 3 января 1954 года в селе Анисимовка Карасукского района, что у самой границы с Казахстаном и Алтайским краем. Семья наша даже по прежним меркам была немаленькая — пятеро детей. Родители — отец Иван Леонтьевич и мама Анна Михайловна работали в Калачинском совхозе, к сожалению, давно ушли из жизни. Детство мое проходило в обычных занятиях — помощь по хозяйству и детские игры. Жили мы достаточно трудно, но дружно. Редко когда на столе появлялся сахар, а из конфет иногда родители могли купить ириски «Золотой ключик». Очень мы любили играть в войну. Из дерева выпиливали пистолеты, автоматы и однажды с братом Володей смастерили пушку на колесах. Пушка стреляла деревянными брусками. И вот как-то вечером ее у нас украли наши противники.
Очень многое в плане игр нам давали кинофильмы, которые показывали в сельском клубе, после их просмотра и рождались различные военные идеи. У нас, ребят, считалось особой доблестью суметь незамеченным прошмыгнуть на вечерний сеанс. Удавалось это нечасто и далеко не всем. Киномеханик вылавливал нас как перед дверью, так и в самом зале, и тот, кто попадался, с позором выдворялся на улицу.
В школу я пошел в 1961 году, когда мне исполнилось семь лет. Странно, но я отлично помню этот день. Одет я был, естественно, по-парадному, на ногах — кирзовые сапоги (сейчас, пожалуй, далеко не все знают, что это такое). Учились мы два класса в одной комнате одновременно — первый и третий. В наших глазах третьеклассники казались взрослыми и всезнайками. Учитель сначала занимался с одной группой, затем с другой. Несмотря на это, такая форма обучения воспринималась естественно и была очень интересной. После окончания четырех классов дальнейшее обучение проходило уже в Октябрьской средней школе, куда нас вывозили на неделю в интернат. С понедельника до пятницы мы жили, учились и взрослели в кругу сверстников. Учеба мне давалась легко, а такие предметы, как история, литература и геометрия, были любимыми. Я был очарован стихами Есенина, многие произведения знал наизусть, любил Маяковского, Пушкина, Багрицкого и других поэтов. Не скажу, что я был примерным учеником, зачастую из-за своего упрямства доставлял беспокойство преподавателям. Мне очень повезло с учителями, которые в своей работе видели главный смысл жизни (это я понял позже по их отношению к нам). Директора школы Рубис Николай Михайлович, затем Бендер Валентина Федоровна остались в моей памяти, как люди, умеющие находить подход к подросткам, очень деликатные и болеющие за свое дело. Педагоги Обухова Анна Михайловна, Мергель Нина Дмитриевна и многие другие заложили в наши души любопытство к знаниям, системность и самостоятельность. За что я им бесконечно благодарен.
После окончания средней школы в 1971 году я поступил в Новосибирский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет, о чем мечтал с детства. Ведь в нашей семье профессия агронома всегда считалась одной из самых значимых и престижных, статусных. Настоящие кудесники, от труда которых на селе зависит практически всё. Очень хотелось стать таким же.
К слову сказать, я оказался первым студентом в нашей деревне. Годы обучения в ВУЗе стали школой вхождения в большую жизнь. Здесь нам дали настоящие профессиональные знания, кроме этого мы имели возможность посещать театры и кинотеатры. Нас опекал прекрасный человек — Манефа Николаевна Хватова, наш куратор. Примером во всем для меня был декан Петр Станиславович Иваровский, который сыграл в моей жизни важную роль. За годы обучения появилось много товарищей, здесь же я встретил девушку Белоусову Нину Николаевну, которая вскоре стала моей женой и с которой мы живем уже более сорока лет. У нас сын Олег, дочь Анна и внук Александр.
В Краснообске живу с 1976 года. В этот год, получив диплом ученого агронома, после военных сборов я по приглашению пришел на работу в Сибирский научно-исследовательский институт кормов. Скажу сразу, у меня никогда не было цели пойти в науку, я мечтал работать агрономом в хозяйстве, но меня пригласили в институт с тем, чтобы работать на БАМе. Тогда это направление было очень важным и актуальным. Когда я пришел устраиваться на работу, то оказалось, что экспедиция на БАМ уже уехала, да к тому же у меня не было обязательных прививок от энцефалита. И меня прикрепили к доктору сельскохозяйственных наук Соколову Виктору Сергеевичу. Так началась моя жизнь в науке. Виктор Сергеевич в институте, пожалуй, был одним из тех, для кого наука была главным смыслом жизни. Человек сложной судьбы, участник партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, он был предельно щепетилен ко всему, что касалось научной работы, в плане точности и обязательности методики и программы исследований. Должен сказать, что если я чего то и добился в науке, то это благодаря той школе, которую мне посчастливилось пройти у этого ученого с большой буквы.
Работая в институте, я прошел все ступени и все должности, начиная со старшего лаборанта, затем младшего научного сотрудника, а после защиты кандидатской диссертации в 1982 году старшего научного сотрудника.
Потихоньку решались и бытовые проблемы нашей молодой семьи. Ведь когда вместе с женой мы приехали сюда по распределению, оказалось, что не было возможности предоставить нам жильё. Так что с июля по декабрь 1976 года нам пришлось жить на подселении в разных домах. И только в декабре, когда строители сдали в эксплуатацию очередной дом, нам дали на двоих комнату в 5-комнатной квартире, где жило ещё четыре семьи. В то время все мы, молодые специалисты, считали это подарком судьбы, жили дружно и весело, помогая друг другу. Отдельную квартиру получили, когда я защитил диссертацию и стал старшим научным сотрудником.
В 1985 году подготовил обоснование и уехал на стажировку в Венгрию. Для меня это стало уникальной возможностью познакомиться с европейской наукой. Находясь около года в этой стране, удалось изучить опыт многих научных учреждений, методики и многое другое, что так важно в научной работе.
После возвращения в институт много лет работал заведующим лабораторией силосных культур, одновременно в 1991 году был назначен заместителем директора по научной работе, в 1993 году защитил докторскую диссертацию, и в декабре этого года мне было доверено возглавить институт.
Работа директора академического института важная, интересная, но сложная и ответственная. Так получилось, что более двадцати лет коллектив доверял мне этот пост, и я старался оправдать это доверие. В 1997 году был избран на общем собрании Россельхозакадемии членом-корреспондентом, а в 2005 году академиком.
За научную деятельность Высшая аттестационная комиссия России присвоила звание профессора, а указом президента России присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ», награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». В 2013 году избран академиком Российской академии наук.
В 2000 году, работая директором Сибирского НИИ кормов, одновременно общим собранием был избран главным ученым секретарем Сибирского отделения Россельхозакадемии, а с 2005 по 2012 годы — первым заместителем председателя Сибирского отделения Россельхозакадемии. В апреле 2016 года назначен временно исполняющим обязанности директора Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН, организации, которая объединила в себе двенадцать научных учреждений. Эта должность предполагает иную, более сложную ответственность в работе, но в то же время расширяет круг возможностей для самореализации.
Так что считаю себя счастливым человеком, потому что в течение всей жизни мне везло и с учителями, и с коллегами. И в школе, и в институте, и на работе в Сибирском Отделении меня всегда окружали прекрасные люди — не мешали работать, а помогали. И сейчас занимаюсь любимым делом, по мере возможности стараясь, чтобы моя деятельность приносила пользу.
Большая часть моей жизни связана с Краснообском, и я как простой житель вижу, как сегодня развивается наш посёлок, меняется его быт, увеличивается численность населения и к чему это ведет.
Первый председатель Сибирского отделения ВАСХНИЛ, основатель Краснообска, Ираклий Иванович Синягин говорил, что вопрос развития нашего города надо решать сообща, вместе с депутатами, администрацией и учеными. Это мудрая мысль, ведь наука и Краснообск как градообразующий центр неразделимы и должны работать вместе как можно теснее, потому что только тогда мы сумеем реализовать максимально и на всех уровнях наш потенциал, и от сложения усилий всех ветвей власти можно получить гораздо лучший эффект.

(Публикация в газете «Краснообск» № 32(642) от 20.08.2016.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *